+7 (495) 212-07-11

Инструменты управления оборотным капиталом

13 октября 2004
Оборотный капитал (по-английски он называется working capital, "рабочий капитал") - это разница между текущими активами и текущими пассивами. Управление оборотным напиталом - основа успешной деятельности компании и тест на профпригодность для финансового директора. Для России в последние годы это направление работы становится все актуальнее - поскольку близлежащие резервы уже исчерпаны, CFO приходится прибегать к более оригинальным методам. Журнал "Секрет фирмы" (№ 37 за 04.10.2004) исследует инструменты управления оборотным напиталом различных компаний.

Елена Агеева, финансовый директор компании Голдер-Электроникс", производителя аудио-, видео- и бытовой техники торговой марки VITEK поделилась своим мнением с "Секретом фирмы":

"Отраслевая специфика на рынке аудио-, видео- и бытовой техники (увеличение числа игроков, изменения их кредитной политики по отношению к контрагентам, ценовые противостояния) заставляет нас применять все больше и больше механизмов для наиболее рационального управления оборотным напиталом, иначе мы рискуем потерять достигнутые нами позиции. Этот рынок является достаточно молодым, мобильным и динамично растущим и требует от нас быть такими же мобильными и прогрессивными".

В некоторых отраслях компании сталкиваются с непропорциональной "силой" контрагентов, которые в зависимости от конфигурации либо требуют полной предоплаты своих услуг, либо получают беспрецедентные отсрочки платежа. Но вряд ли кто может себе позволить отказать в отсрочках сетевой рознице (всем памятны схватки, например, "Пятерочки" и других сетей с международными концернами за условия поставок). Елена Агеева говорит, что на рынке бытовой электроники условия диктуют сети, и этот факт должен учитывать каждый финдиректор компании-производителя. Вторая категория "рыночных диктаторов" - монополисты. РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО РЖД очень часто настаивают на предоплате.

Компания "Голдер-Электроникс" стала единственной из 35 опрошенных "Секретом фирмы" компаний, которые применяют такой финансовый инструмент, как факторинг. По мнению Елены Агеевой, в пользу факторинга сработали два серьезных фактора. Во-первых, это рыночная сила на рынке сетевой розницы - сети требуют больших отсрочек и отказать им в нынешней ситуации невозможно. Во-вторых, банки, которые внимательно относятся к качеству "дебиторки" компании, прибегающей к услугам факторинга, наиболее благосклонны как раз к компаниям сетевой розницы - информации об их финансовом состоянии благодаря огромному числу контрагентов предостаточно. Так что ситуация просто подтолкнула "Голдер-Электроникс" к использованию факторинга. Среди очевидных неудобств Елена Агеева называет усложненность документооборота. Зато слухи о сверхдороговизне факторинга она счиает сильно преувеличенными. Еще одно преимущество Елена Агеева видит в гибкости: "Залог в случае факторинга не нужен. Крометого, мы отдаем документы на факторинг тогда, когда нам нужно. Если с ликвидностью все нормально - не пользуемся этой услугой". В условиях выраженной сезонности продаж это удобно.

Многие компании применяют инструменты, которых никто не ожидал увидеть в числе лидеров. Это, например, тендеры при закупках. По словам Елены Агеевой, компания "Голдер-Электроникс" устраивает тендеры в случае крупных затрат. Сейчас "Голдер-Электроникс" проводит такой тендер на ERP-систему. Тенедр обязательно устраивается и при выборе кандидата на проведение рекламной кампании.

Полный текст статьи читайте в журнале "Секрет фирмы" (№ 37 за 04.10.2004): статья


СКИДКА 20% НА СЛЕДУЮЩУЮ ПОКУПКУ
Вход Регистрация
Неверный логин или пароль
Восстановить пароль
Регистрация
ваш вопрос
Отправить Отправить
Мы перезвоним Вам
Отправить Отправить

Здравствуйте
Ваш заказ № 60 успешно оформлен!

В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
для подтверждения даты доставки.


Время работы специалистов: Пн - Чт - с 09:00 до 18:00
Пятн     - с 09:00 до 17:00

Все заказы поступившие в нерабочее время, будут обработаны
в ближайший рабочий день в порядке поступления.


Спасибо за покупку!